Биография
 

Родился 02.01.1963, Ростов-на-Дону

Заслуженный артист России
Отмечен призом Гильдии актеров "За творческую инициативу и вклад в развитие отечественного кинематографа" (КФ "Созвездие-97")

Детство

Сергей родился и провел свое детство в Ростове-на-Дону. С ранних лет он рос настоящим сорви-головой – вместе с друзьями срывал уроки в школе, пережигая в школе электросеть или подкладывая дрожжи в туалет, прогуливал занятия, сбегая в кино. Не удивительно, что успеваемость его оставляла желать лучшего. Нет, не то, что бы ему не давались предметы, просто в школе ему было скучно, а за ее пределами столько интересного! Вот и выходило, что основными оценками будущей звезды были тройки. «…до прилежания мне было, как до луны. Основная оценка - трояк. Это норма. По математике двойка была всегда» - вспоминает он.

Все это привело к тому, что после восьмого класса Сергей был отсеян из школы. Но он не особо переживал по этому поводу и продолжил свое обучение в соседней. Два раза его выгоняли и из музыкальной - потом, правда, брали обратно.

Что же интересовало его в те годы? Сергей Жигунов вспоминает: «В детстве любил стрелять из лука, драться на деревянных шпагах, постоянно создавал какие-то «полувоенные организации». Играл в индейцев, ел голубей, выкапывал всякие коренья. Ужас, что было!...». Как и многие мальчишки, Сергей увлекался музыкой – участвовал в одном из школьных ансамблей, играл на гитаре и пел. Кроме того, он много и с увлечением читал. Первой заинтересовавшей его книгой стала «История Древней Греции». Потом последовали произведения Фенимора Купера, Александра Дюма, а в старших классах он зачитывался О’Генри, Ремарка и Хемингуэя.

Кем быть?

Мама Сергея была актрисой, она окончила театральный институт, да и папа постоянно участвовал в самодеятельности. Родители нередко задействовали сына в новогодних шоу, которые ставила мама. Кем он только не был: и Чебурашкой, и Новым Годом, и шакалом Табаки. Но, тем не менее, не профессия актера будоражила сердце мальчика.

Прочитанные Сергеем книги привели к тому, что он всерьез заинтересовался археологией. Сергей Викторович вспоминает: «…хотел быть археологом. Читал только специальную литературу, вплоть до сугубо научной. Дедушка преподавал историю, у него много было книг. Я «добуквенно» знал историю Древней Греции, Древнего Рима. Дотошно въедался».

Однажды в Ростов приехал на гастроли театр «Ленком». Сергей не пропустил ни одного спектакля и долго не мог забыть впечатления, произведенного на него Караченцовым. Вот тогда он уже серьезно задумался об актерской профессии. В десятом классе Сергей сыграл одну из ролей в спектакле Ростовского театра, и тогдашний режиссер Театра имени Вахтангова Евгений Симонов, увидев юношу, посоветовал ему отправиться в Москву и попробовать себя на актерском поприще. Отец Жигунова, человек серьезный, поначалу несколько противился такому решению, считая, что сыну лучше пойти работать. Однако общими усилиями его переубедили.

Театральное училище

В Москве Сергей поступил в Театральное училище им. Б.В.Щукина. Но учился он там не долго. Педагогам не понравилось, что будущий актер пишет стихи, причем увлекается этим серьезно, уделяя не мало времени. Песни на его стихи использовались в спектакле по пьесе Шварца, который шел в МГУ, и это тоже не всем нравилось. Последней каплей стало то, что Жигунов начал сниматься в кино. В назидание другим студентам его отчислили из училища.

Сергей Жигунов вспоминает: «И мой курс сказал, что мне не надо заниматься этой профессией. Был такой Совет курса, который решал всю мою дальнейшую судьбу и решил, что мне не надо быть артистом. Совсем. Меня просто выгнали. Они как бы ходатайствовали перед ректоратом о том, что я недостоин звания студента, ну и так далее...».

Сергей вернулся в родной Ростов-на-Дону. Там он год проработал в ТЮЗе, играя различные роли. А затем… вернулся в Москву, в то же Щукинское училище. Он восстановился и с другим курсом в 1986 году окончил его.

Первые роли в кино

Как уже было сказано, в кино Сергей Жигунов дебютировал еще учась в театральном. Уже с первых курсов он начал активно завязывать знакомства в кинематографической среде. Но как он признается сам, не ходил по кабинетам, не просился на роли: «Чувство собственного достоинства всегда присутствовало в моем поведении».

Несколько лет он пробовался в разные картины, и каждый раз удача отворачивалась от него. Наконец он был утвержден на роль гусара в историческом телесериале «Клятвенная запись» (1983), повествующего о событиях в Грузии в XVIII веке. В том же году он снялся в социальной драме «Признать виновным», в которой, кстати, главную роль сыграл Владимир Шевельков. Их еще сведет судьба вместе, но об этом позже.


«Гардемарины, вперед!»

Как правило, после окончания учебы актеры выбирают себе театр, но Сергей Жигунов предпочел театру кино: «Я хотел работать в театре. Особенно в “Ленкоме”. Но в результате даже не показывался ни в одном из театров, поскольку понял, что совершенно спокойно могу обеспечить себя работой в кино».

Первая же работа в кино после окончания училища принесла Сергею Жигунову такую популярность о которой можно было только мечтать. Речь идет о роли Александра Белова в приключенческом фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» (1987).

Сергей Жигунов вспоминает: «На «Гардемаринов» я попал с самого начала. Шевельков присоединился, когда уже шли съемки. Вместо Харатьяна должен был играть Юра Мороз. И он начал было сниматься... Очень красивый человек. А на пленке выглядит - красавец просто. Девочки с ума бы сошли. Но ушел в режиссуру».

Фильм имел феноменальный успех. Исполнители главных ролей Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков мгновенно стали кумирами молодежи. Удивительно, но еще во время съемок такой успех фильму предсказывал Михаил Боярский, видимо сказался опыт этого актера. В чем же причина? Сергей Жигунов размышляет: «Я потом смотрел фильм - нет, с подобной отдачей больше никогда не работал. И еще точное попадание в артистов. Бывает такое, к счастью. Вот тогда что-то происходит. ...Там все-таки есть загадка какая-то. Что-то произошло...».

На съемках этого фильма Жигунов получил травму - его ранили шпагой. Актеру пришлось проходить лечение - двадцать семь дней в барокамере. Озвучивание роли поручили Олегу Меньшикову. Как считает сам Сергей, Меньшиков сделал это блестяще.

«Виват, гардемарины!»

Через четыре года Светлана Дружинина поставила продолжение фильма «Виват, гардемарины!». С. Жигунов: «Я там - очень мужественный. Мы все - немного подросшие. Я очень жестко играю. Убиваю много людей. Сам становлюсь жестче, потому что мне хочется еще больше походить на мужчину, может быть, больше, чем я на самом деле есть. Опять же потому, что я хочу зрителя увлечь "туда". Сказать: ребята, вот такие они, настоящие мужики. Пусть хотят быть такими, как герои Коли Караченцова, а не Юры Шатунова».

К сожалению, повторения успеха не произошло. Да были погони, драки, любовная интрига, но… «Думаю, что его создатели не смогли разобраться в причинах успеха: почему картина получилась, что надо было выбрать для продолжения, а от чего категорически отказаться, - размышляет Сергей Жигунов. - Они пошли на смелый эксперимент полной смены концепции - и получили средний второй фильм, не имевший никакого отношения к первому. В первом была очень точно проработанная схема по типажам, по взаимоотношениям: Харатьян - романтичный, Шевельков - сентиментальный, я - драчливый. Наша троица тянула картину, у нас были очень хорошие партнеры - как отрицательные персонажи, так и положительные. С такой схемой можно играть до бесконечности, и ломать ее было нельзя. Вместо этого убрали Володю Шевелькова, что катастрофически сказалось на целостности ансамбля. Главной героиней сделали Кристину Орбакайте, а нас, предыдущих любимых и основных героев, бросили. Нам было нечего играть, мы выступали сзади в качестве фанеры: ездили на лошадях и махали шпагами. Просто ходили рядом. Это и стало катастрофой».

«Подземелье ведьм»

В 1990 году Сергей Жигунов снялся в главной роли в фантастическом фильме Юрия Мороза «Подземелье ведьм». Юрий Мороз сделал попытку снять фильм а-ля «Командос», или что-то в этом роде. На роль российского супермена и был выбран Жигунов. Для того чтобы его герой Андрей, офицер космического десанта, выглядел соответствующе, Сергею пришлось «накачаться». За восемь месяцев он набрал 12 килограммов мышц. Жигунов вспоминает:

«Это кровь и пот. Я качался все время, пока снималась картина «Поездка в Висбаден», Каждый день по четыре часа, это помимо десяти часов съемок. От кадра к кадру. Часто со штангой на площадку так и приходил. Пока на мне не стали фраки лопаться. Взялся бы я второй раз за такое? Не уверен, что смог бы. Это что-то страшное».

Жаль, что в фильм не вошли некоторые кадры. Зрители никогда не увидят, например, как Сергей разбегаясь, вставал, как на шест, на конец копья и сбивал ударом ноги человека с лошади. Падали оба: лошадь и всадник. Такой силы это был удар. Но у режиссера были другие взгляды…

Фильм получился увлекательным, захватывающим, но в то время отечественные картины не пользовались особым спросом. Некоторое время фильм пролежал на полке, и тогда, чтобы его спасти, Жигунов и Мороз решили сами заняться его прокатом. Это и явилось прологом к продюсерской деятельности. Поездив по стране и заработав стартовый капитал, они уже не могли остановиться. На заработанные деньги купили для очередного проката какую-то американскую картину. А затем наступил черед собственного фильма…

«Черный квадрат»

В 1990 году Сергей Жигунов с Юрием Морозом организовали студию «Шанс». Название студии символично. Кстати, следует напомнить, что именно на съемках фильма с таким названием Сергей познакомился со своей будущей женой.

Первым опытом продюсерской деятельности для Сергея Жигунова и его студии стал политический детектив «Черный квадрат» (1992), снятый по роману Фридриха Незнанского «Ярмарка в Сокольниках» совместно с киностудией Горького. В качестве режиссера выступил Юрий Мороз, главные роли сыграли Дмитрий Харатьян и Виталий Соломин.

«Сердца трех»


В том же году на киностудии им.Довженко Жигунов снялся в роли Генри приключенческом фильме «Сердца трех» по одноименному роману Джека Лондона. Вспоминает режиссер фильма Владимир Попков:

«Когда мы со вторым режиссером фильма “Сердца трех” обсуждали кандидатуры исполнителей главных ролей, я сказал ей: “Гардемаринов” не предлагать!” (Они были как раз на пике популярности.) Захотелось пойти от противного: снять актеров с породистыми лицами, однако не очень популярных. Но оказалось, что с хорошими мужиками - тем более с американскими типажами - в стране напряженка. Мы перепробовали кучу народа, но закончилось все, как вам известно, Сергеем Жигуновым и Владимиром Шевельковым. Надо сказать, при всей своей деловитости и сложности Сергей Викторович довольно романтичный человек, с детства влюбленный в Дюма, Лондона, Ремарка. Поэтому первое, что он сказал, приехав на пробы: “Я всю жизнь мечтал поставить “Сердца трех” и чуть не сошел с ума от зависти, когда узнал об этих съемках!”».

По просьбе Жигунова во второй фильм кинодилогии – «Сердца трех-2» был включен и Дмитрий Харатьян. Он снялся в эпизодической роли летчика.

«Королева Марго»

После первого успеха с фильмом «Черный квадрат» продюсерская деятельность прочно вошла в жизнь Сергея Жигунова, заняв место наравне с актерской. В середине 90-х он приступил к съемкам первого масштабного костюмного сериала в России. Для экранизации был выбран знаменитый роман Александра Дюма «Королева Марго».

Почему именно Дюма? Сергей Жигунов говорит: «Беспроигрышность. Такая драматургия хороша для невдумчивого просмотра вечерочком. Задача была очень простая - сделать достаточно успешную развлекательную картину с русской командой». Но, наверное, сыграл здесь и романтический характер Жигунова. Вспомним – еще с детства он зачитывался романами Дюма, а теперь он их мог воплотить на экране.

К тому моменту во Франции закончил съемки «Королевы Марго» режиссер Патрис Шеро. Его картина имела успех на фестивале в Каннах.

С. Жигунов: «Когда мы начинали, я знал, что Шеро собирается запускать эту картину, знал, что Аджани играет главную роль. Но было понятно, что они не конкуренты нам, а мы не конкуренты им, поэтому безболезненно и безбоязненно мы делали картину. «Наши» пышные костюмы и декорации, медленно развивающееся действие смотрятся полной противоположностью «их» динамичному, напряженному, как боевик, фильму. Шеро приезжал к нам в ноябре месяце, мы с ним пили шампанское, он был на ночной съемке в Барвихе. Всех артистов, кто был на съемочной площадке, «расставил» по ролям. Ему показали фотопробы, он угадывал, кто кого играет, нигде не ошибся. Посмотрел часа три на драку, которую мы снимали, и сказал: «Ну, вы, конечно... Дюма делаете? Я бы вам Шекспира сделал. У нас, во Франции, Дюма не очень...» Я говорю: «Я знаю. А у нас Дюма любят». Он добавил: «Похоже, вы больше французы, чем мы».

Актеров на роли выбирали как режиссер сериала Александр Муратов, так Сергей Жигунов. Именно Жигуновым были предложены кандидатуры Дмитрия Харатьяна, Михаила Боярского, Николая Караченцова, Веры Сотниковой, Армена Джигарханяна и Дмитрия Певцова. Себя он назначил на роль Коконнаса.

Hosted by uCoz